Можно ли делегировать маркировку рекламы?
Спойлер: Да.
Все мы уже наслышаны о том, что в законе о рекламе с 1 сентября 2022 года ввели обязанности к участниками рынка, и то, что с октября 2023 года началась практика применения реальных наказаний за нарушения закона о рекламе в области маркировки рекламы в интернете. Но этот пост не об этом.
Вопросы о маркировке рекламы
У бизнеса возникают вопросы, которые можно систематизировать так:
- Что нужно маркировать, а что не нужно?
- Как правильно выполнять маркировку и как вести отчётность?
- Кто должен заниматься маркировкой? (ответ ниже)
Представление Роскомнадзора о маркировке
В общих чертах: Роскомнадзор (РКН) – контролирующий орган, который делегирует сбор информации по маркировке ОРД (Операторам Рекламных Данных), а участники рекламных цепочек осуществляют маркировку рекламы и отчётность с помощью этих ОРД.
Участники рекламных цепочек – это все, начиная от Рекламодателя, заканчивая Рекламораспространителем, включая посредников, например рекламные агентства или представителей, также, в качестве рекламораспространителей могут быть операторы рекламных систем.
По мнению РКН, также, все участники рекламной цепочки являются официальными налогоплательщиками, и их взаимодействие регулируется договорами. По этим договорам и предполагается отчётность.
Реальность
Многие рекламодатели и блогеры, договаривались о публикации рекламных сообщений не официально, оплату совершали на карту банка, таким участникам рекламных цепочек сложнее всего сориентироваться в новых требованиях, ведь для правильного учёта рекламы нужно работать с официальными документами: договорами, актами, а многие даже не знают об основах делового документооборот, не знают, что такое ОКВЭД, и даже ИНН.
При этом РКН обязал вести учёт каждого из участников рекламной цепочки, хотя это не совсем так в действительности (у рекламодателя нет обязанности). Т.е. и рекламораспространитель (блогер), и все посредники (агентства), и рекламодатель в рекламной цепочке должны отчитываться не только о движениях денежных средство по рекламе в связке с рекламным креативом, но и информацией о ценообразующих показателях рекламы, например, о показах рекламного сообщения, при оплате рекламораспространителю за показы, и т.п.
Не только маркировка, но и отчётность
Маркировка, пожалуй самое простое во всем этом, сложности начинаются, когда речь идёт об отчётности. Именно отчётность связывает всех участников рекламной цепочки в ту самую цепочку для РКН.
Да, особенностей много, учитывая то, какими могут сложными рекламные цепочки, где есть один или несколько посредников, кто-то из них ИП, кто-то Физ-лицо или ООО, у кого-то НДС, у другого нету, при этом, в зависимости от того, кто в этой рекламной цепочке маркирует креатив, то схема отчётности может меняться, и не всегда алгоритмы работы с этим всем идентичны у разных ОРД.
Закон предусматривает делегирование своих обязанностей по маркировке другим участникам рекламной цепочки. Но здесь есть ограничения, например, в цепочке где между рекламодателем и рекламораспространителем будет агентство, было бы не правильно делегировать работу с маркировкой и отчётностью рекламодателю, ведь ему придётся передать информацию по договору между агентством и рекламораспространителем, включая стоимость размещения креатива. Однако, отчётность можно делегировать третьему лицу. Да, маркировку может выполнить любое лицо, даже то, которое не является участником рекламной цепочки, ему и придётся выполнять отчётность по поручению своего заказчика.
Маркировка рекламы
Мы оказываем услуги по маркировке рекламы, помогаем сориентироваться любому участнику рекламой цепочки в его обязанностях. Мы, сталкиваясь с различными ситуациями при маркировке продолжаем встречать уникальные и незнакомые для нас ситуации, не смотря на то, что глубоко вникли в вопросы маркировки, и проработали множество разных сценариев при маркировке и отчётности. Вопросы у клиентов конечно во многом схожи, я их классифицировал в начале статьи, но ответы, зачастую не всегда одинаковые, почти каждый случай уникальный. Автоматизировать на сегодня работу с маркировкой практически нереально, поэтому наша работа связана с автоматизацией контроля сроков, но взаимодействие с заказчиками и ОРД по прежнему происходит вручную. При этом, мы работаем над тем, чтобы сделать инструмент для участников рынка рекламы, который облегчит при помощи роботов самостоятельную маркировку и отчётность.